Оборудование от ведущих производителей Европы и Азии
+7(495)617-1359 Для звонков из Москвы
и из-за границы
  8(800)550-1359 Для бесплатных звонков
из любого региона РФ


02.11.2012

Александр Романихин: нефтегазовый шельф – не только судостроение

ар.jpg6 декабря в Москве открывается ежегодная конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе" (Нефтегазшельф-2012), где подрядчики и поставщики встречаются с представителями заказчика для понимания своих перспектив на этом сложном рынке. В преддверии мероприятия корреспондент Prom-oil Андрей Алабушев взял краткое интервью по телефону у руководителя Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Публикуем расшифровку разговора.

- Александр Владимирович, какие российские компании наиболее успешно работают на нефтегазовом шельфе?
ЛУКОЙЛ, который без лишней риторики и шума с выбором иностранных партнеров, успешно разрабатывает месторождения на Каспии и Балтике.

- А в части работы с российскими промышленными предприятиями?
Тоже - ЛУКОЙЛ. Компания загрузила завод "Красные Баррикады", с которым успешно сотрудничает. Именно они буровую "Астра" построили и она давно на Каспии работает. Недавно состоялась закладка ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для бурения и эксплуатации скважин. Она будет помогать разрабатывать месторождение имени Филановского. Завод "Лотос" ее строит.

- Но Газфлот тоже загрузил Выборгский судостроительный завод…
- Так загрузил, что завод, через который прошло $2млрд, оказался в тяжелейшем состоянии, практически на грани банкротства. Судится с Газфлотом теперь. Как так могло получиться? Это же огромные деньги для такого завода.

- А знаменитая Приразломная?
Кто навязал судостроителям Северодвинска списанную платформу непонятного происхождения Hutton – не знаю. Пишут, что с целью "удешевления", то какое там удешевление хорошо знают строители платформы. Да еще старый Hutton был как-то хитро закуплен, говорят, прошел серию перепродаж, а Monitor TLP Ltd после сделки с газпромовским "Севморнефтегаз" - вообще не появлялась на рынке. В результате, как водится, "российская промышленность виновата", а историю никто не вспоминает. Рабочие, технологи, конструкторы - честно работали, но им навязали сомнительное решение.

- У ЛУКОЙЛ иначе?

Понятнее. Проще. Там деньги частные, поэтому особо мудрить зачем? Закупают импортное, безусловно, в основном начинку платформы. К сожалению, и ЛУКОЙЛ начинку ввозит.

- Почему же так происходит?
Судостроители, как и металлурги – крупные очень. Заметные. Давайте процитируем Вагита Алекперова. Совсем недавно, в октябре он заявил: "Четыре года назад, будучи в Астрахани, Владимир Владимирович Путин рекомендовал нам рассмотреть возможность создания условий для восстановления судостроения в Астраханской области. Поэтому наша компания получила и льготы по экспортной пошлине, что даёт возможность сжать сроки инвестиционного периода наших проектов на Каспии. Сегодня верфи загружены, а мы прикладываем массу усилий и выполняем свои обязательства перед нашими подрядчиками, своевременно оплачивая все работы. Это даёт возможность судостроению развиваться". Вот и ответ. И губернатор Александр Жилкин много делает для судостроения области.

- Сейчас там свободную экономическую зону создают?

Первую в России промышленно-производственную зону судостроительного назначения - Особую экономическую промышленную зону. Создание ОЭЗ планируется на базе завода "Лотос" и Астраханского судостроительного производственного объединения, входящих в группу "Каспийская Энергия", подконтрольную ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписал меморандум с президентом ОСК Андреем Дьячковым о внесении совместной заявки в Минэкономразвития.

- Это смогут использовать производители нефтегазового оборудования?
Мы начали работу с министерством промышленности и транспорта Астраханской области, чтобы привлечь к работе машиностроительные предприятия. Там хорошо понимают, что, например, буровая платформа – не только и не столько основание, которое делают судостроители, но и буровая установка, комплекс подводного оборудования, насосы, дизель-генераторы, компрессорные станции и т.д. Хорошо, что ОСК удалось получить преференции, но государственные интересы требуют смотреть на проблему в комплексе. Если можно загрузить десятки других заводов, то надо это делать. Астраханцы хорошо понимают проблему и оказывают содействие всем машиностроительным предприятиям.

- Что на федеральном уровне?
Здесь ситуация хуже. В Минпромторге России нефтегазовая тематика растаскана по двум департаментам – судостроительному и другому, с малопонятным названием – "базовых отраслей промышленности". Понятно, что такая ситуация не способствует консолидации усилий промышленников. ОСК по большому счету все равно, где покупать буровую для своей платформы – в США или России. А кто им на это укажет? В Минпромторге судостроители не занимаются буровыми, а эти "базовые отрасли" давно пора переименовать в металлургический департамент.

- Предлагаете консолидировать нефтегазовые проблемы в Минпромторге?

А как без этого? Инвестиционная программа только одного "Газпром", утвержденная недавно, превышает $30 млрд. Кто должен думать, чтобы деньги Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Славнефть, СИБУР, НОВАТЭК других компаний - в России остались, а не работали на создание рабочих мест за рубежом? Минпромторг! Мы же нефтегазовая страна, поэтому надо помогать направлять заказы на предприятия, а не увлекаться конкурсами по распределению бюджетных денег на НИОКР. Нефтегазовое машиностроение принципиально отличается от сельхозмаша, автопрома, станкопрома и других подотраслей машиностроения тем, что платежеспособный спрос здесь огромный, поэтому надо не госбюджет на себя "заворачивать", а думать о конструктивном взаимодействии с нефтегазовым комплексом.

- Помимо изменений в Минпромторге, что еще нужно?
Надо объединить предприятия в консорциум. Лидером такого консорциума может быть ОСК. В консорциум должны войти компании, способные поставлять конкурентоспособную продукцию для платформ. Кроме того, нельзя забывать об огромных объемах строительства береговых сооружений. К сожалению, здесь тоже вместо Камазов использут Mercedes, вместо Ивановцев - Liebherr, Kato, Grove.

- А если они лучшего качества?
Проекты кто реализует? Газпром и Роснефть. Подконтрольны государству они. Газпром и Транснефть потом все это вообще через свои тарифы перекладывают это на промышленность и население. Как думаете, смог бы Китай или Норвегия развить свое нефтегазовое машиностроение, которого еще недавно вообще не было, если бы смотрели в сторону импорта.

- Вы предлагаете сформировать консорциум в виде холдинга?
Нет, какой холдинг… Простое товарищество. Вообще, без образования юрлица. Главное, чтобы здесь был понятный лидер, а это ОСК. Кроме того, что они делают основую - морскую часть, они еще и умеют неплохо решать вопросы в российской власти.