В Совете Федерации провели заседание «круглого стола» на тему «О перспективах регулирования вопросов теплоснабжения».

20.12.2010

Перспективы регулирования вопросов теплоснабжения обсуждены на заседании «круглого стола», организованного Комитетами Совета Федерации по промышленной политике и по вопросам местного самоуправления совместно с Комиссией СФ по естественным монополиям. В его работе приняли участие парламентарии, представители министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных организаций (НП "Российское теплоснабжение"), теплоснабжающих и теплосетевых предприятий и организаций. Они обменялись мнениями по широкому кругу проблем создания эффективных механизмов стимулирования потребителей тепла к энергосбережению.

Принятый в весеннюю сессию российского парламента Федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении» закрепил четкую систему правоотношений в области теплоснабжения, правовые, экономические и организационные меры в области производства, передачи, потребления тепла, заложил основы развития систем теплоснабжения, установил принципы регулирования цен и тарифов, констатировали участники заседания. Однако, по их словам, ситуация усугубляется отсутствием даже самых необходимых подзаконных нормативно-правовых актов.

Теплоснабжение, как подчеркивалось в ходе обсуждения, является наиболее важным и топливоемким сектором экономики. Более 40 процентов энергоресурсов страны направлены на удовлетворение нужд этой подотрасли жилищно-коммунального хозяйства. Системы централизованного теплоснабжения в настоящее время обеспечивают теплоснабжение около 72 процентов всех потребителей тепла в России, включая как крупные и мелкие города, так и сельские населенные пункты. Фактически региональные рынки тепла в стране можно разделить на четыре категории: сверхкрупные - 15 городов с потреблением тепловой энергии более 10 млн Гкал в год; крупные - 44 города; средние - сотни городов с потреблением от 0,5 до 2 млн Гкал в год и малые - более 40 тысяч поселений. Последние, с точки зрения экспертов, характеризуются наличием небольших и в основном низкоэффективных систем теплоснабжения, которые создают непропорционально большую экономическую нагрузку по обеспечению их надежности, требуют вливания значительных бюджетных средств как в их поддержание, так и подготовку систем к зиме.

Согласно данным Росстата, например, на конец прошлого года протяженность тепловых сетей в России составляла более 171 тысячи километров, из которых в замене нуждаются более 45 тысяч км. В 2009 году было зафиксировано около 13 тысяч аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях. Потери тепла по факту 2009 года исчисляются более чем 10 процентами от общего объема подачи. Специалисты подчеркивали, что эта цифра в последние 15 лет постоянно растет.

Проанализировав ситуацию, участники «круглого стола» указали на основные системные проблемы в функционировании систем теплоснабжения. К их числу они отнесли, в частности, отсутствие единой государственной политики стимулирования совместной выработки тепловой и электрической энергии, отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения, отсутствие перспективных энергетических планов и обновленных схем теплоснабжения в большинстве населенных пунктов. Ситуация, по мнению экспертов, усугубляется избыточной централизацией некоторых систем теплоснабжения, высоким уровнем потерь в тепловых сетях и их изношенностью, нехваткой квалифицированных кадров, особенно в небольших поселениях. Указав на другие характерные для отрасли технологические и организационные проблемы, участники заседания обратили внимание на вопросы законодательного регулирования теплоснабжения. Они подчеркнули, что в соответствии с положениями одобренного Советом Федерации в июле уходящего года закона «О теплоснабжении» Правительством России должна была быть сформирована подзаконная нормативно-правовая база. До настоящего времени предусмотренные Федеральным законом акты не приняты, констатировали участники «круглого стола».

На заседании были выработаны рекомендации. Они будут представлены органам государственной власти и управления.


Недавние события