Александр Романихин: нефтегазовый шельф – не только судостроение

02.11.2012
ар.jpg6 декабря в Москве открывается ежегодная конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе" (Нефтегазшельф-2012), где подрядчики и поставщики встречаются с представителями заказчика для понимания своих перспектив на этом сложном рынке. В преддверии мероприятия корреспондент Prom-oil Андрей Алабушев взял краткое интервью по телефону у руководителя Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Публикуем расшифровку разговора.

- Александр Владимирович, какие российские компании наиболее успешно работают на нефтегазовом шельфе?
ЛУКОЙЛ, который без лишней риторики и шума с выбором иностранных партнеров, успешно разрабатывает месторождения на Каспии и Балтике.

- А в части работы с российскими промышленными предприятиями?
Тоже - ЛУКОЙЛ. Компания загрузила завод "Красные Баррикады", с которым успешно сотрудничает. Именно они буровую "Астра" построили и она давно на Каспии работает. Недавно состоялась закладка ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для бурения и эксплуатации скважин. Она будет помогать разрабатывать месторождение имени Филановского. Завод "Лотос" ее строит.

- Но Газфлот тоже загрузил Выборгский судостроительный завод…
- Так загрузил, что завод, через который прошло $2млрд, оказался в тяжелейшем состоянии, практически на грани банкротства. Судится с Газфлотом теперь. Как так могло получиться? Это же огромные деньги для такого завода.

- А знаменитая Приразломная?
Кто навязал судостроителям Северодвинска списанную платформу непонятного происхождения Hutton – не знаю. Пишут, что с целью "удешевления", то какое там удешевление хорошо знают строители платформы. Да еще старый Hutton был как-то хитро закуплен, говорят, прошел серию перепродаж, а Monitor TLP Ltd после сделки с газпромовским "Севморнефтегаз" - вообще не появлялась на рынке. В результате, как водится, "российская промышленность виновата", а историю никто не вспоминает. Рабочие, технологи, конструкторы - честно работали, но им навязали сомнительное решение.

- У ЛУКОЙЛ иначе?

Понятнее. Проще. Там деньги частные, поэтому особо мудрить зачем? Закупают импортное, безусловно, в основном начинку платформы. К сожалению, и ЛУКОЙЛ начинку ввозит.

- Почему же так происходит?
Судостроители, как и металлурги – крупные очень. Заметные. Давайте процитируем Вагита Алекперова. Совсем недавно, в октябре он заявил: "Четыре года назад, будучи в Астрахани, Владимир Владимирович Путин рекомендовал нам рассмотреть возможность создания условий для восстановления судостроения в Астраханской области. Поэтому наша компания получила и льготы по экспортной пошлине, что даёт возможность сжать сроки инвестиционного периода наших проектов на Каспии. Сегодня верфи загружены, а мы прикладываем массу усилий и выполняем свои обязательства перед нашими подрядчиками, своевременно оплачивая все работы. Это даёт возможность судостроению развиваться". Вот и ответ. И губернатор Александр Жилкин много делает для судостроения области.

- Сейчас там свободную экономическую зону создают?

Первую в России промышленно-производственную зону судостроительного назначения - Особую экономическую промышленную зону. Создание ОЭЗ планируется на базе завода "Лотос" и Астраханского судостроительного производственного объединения, входящих в группу "Каспийская Энергия", подконтрольную ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписал меморандум с президентом ОСК Андреем Дьячковым о внесении совместной заявки в Минэкономразвития.

- Это смогут использовать производители нефтегазового оборудования?
Мы начали работу с министерством промышленности и транспорта Астраханской области, чтобы привлечь к работе машиностроительные предприятия. Там хорошо понимают, что, например, буровая платформа – не только и не столько основание, которое делают судостроители, но и буровая установка, комплекс подводного оборудования, насосы, дизель-генераторы, компрессорные станции и т.д. Хорошо, что ОСК удалось получить преференции, но государственные интересы требуют смотреть на проблему в комплексе. Если можно загрузить десятки других заводов, то надо это делать. Астраханцы хорошо понимают проблему и оказывают содействие всем машиностроительным предприятиям.

- Что на федеральном уровне?
Здесь ситуация хуже. В Минпромторге России нефтегазовая тематика растаскана по двум департаментам – судостроительному и другому, с малопонятным названием – "базовых отраслей промышленности". Понятно, что такая ситуация не способствует консолидации усилий промышленников. ОСК по большому счету все равно, где покупать буровую для своей платформы – в США или России. А кто им на это укажет? В Минпромторге судостроители не занимаются буровыми, а эти "базовые отрасли" давно пора переименовать в металлургический департамент.

- Предлагаете консолидировать нефтегазовые проблемы в Минпромторге?

А как без этого? Инвестиционная программа только одного "Газпром", утвержденная недавно, превышает $30 млрд. Кто должен думать, чтобы деньги Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Славнефть, СИБУР, НОВАТЭК других компаний - в России остались, а не работали на создание рабочих мест за рубежом? Минпромторг! Мы же нефтегазовая страна, поэтому надо помогать направлять заказы на предприятия, а не увлекаться конкурсами по распределению бюджетных денег на НИОКР. Нефтегазовое машиностроение принципиально отличается от сельхозмаша, автопрома, станкопрома и других подотраслей машиностроения тем, что платежеспособный спрос здесь огромный, поэтому надо не госбюджет на себя "заворачивать", а думать о конструктивном взаимодействии с нефтегазовым комплексом.

- Помимо изменений в Минпромторге, что еще нужно?
Надо объединить предприятия в консорциум. Лидером такого консорциума может быть ОСК. В консорциум должны войти компании, способные поставлять конкурентоспособную продукцию для платформ. Кроме того, нельзя забывать об огромных объемах строительства береговых сооружений. К сожалению, здесь тоже вместо Камазов использут Mercedes, вместо Ивановцев - Liebherr, Kato, Grove.

- А если они лучшего качества?
Проекты кто реализует? Газпром и Роснефть. Подконтрольны государству они. Газпром и Транснефть потом все это вообще через свои тарифы перекладывают это на промышленность и население. Как думаете, смог бы Китай или Норвегия развить свое нефтегазовое машиностроение, которого еще недавно вообще не было, если бы смотрели в сторону импорта.

- Вы предлагаете сформировать консорциум в виде холдинга?
Нет, какой холдинг… Простое товарищество. Вообще, без образования юрлица. Главное, чтобы здесь был понятный лидер, а это ОСК. Кроме того, что они делают основую - морскую часть, они еще и умеют неплохо решать вопросы в российской власти.

Недавние события

  • 06.062018

    Компания ООО "ЭкоМетро" От всей души поздравляет наших , партнеров и клиентов с Днем России! Величие и мощь нашей страны вызывает трепет и уважение. Пусть в душе каждого гражданина будет место для любви к своей Родине.
  • 07.052018

    9 Мая – поистине Великий день, в который мы с благодарностью вспоминаем славные подвиги, стойкость и мужество советского солдата-победителя, склоняем головы перед ветеранами, фронтовиками и тружениками тыла, всеми, кто не щадил себя во имя Победы.
  • 27.042018

    Компания ООО "ЭкоМетро" от всей души поздравляет наших , партнеров и клиентов с Первым Мая, днем весны и труда! И желает вам отменного здоровья, бодрости духа, удовольствия от ежедневного труда и достижения всех поставленных задач. С Первомаем вас!
  • 12.042018

    Компания ООО «ЭкоМетро» продолжает знакомить своих партнеров и клиентов с продукцией FLUIDWELL, а именно с контроллерами серии «F» и «N».
  • 22.032018

    ООО “ЭкоМетро” анонсирует начало производства модулей HSM 1.2 на основе датчиков Холла с импульсным выходом
  • 05.032018

    Дорогие Дамы, поздравляем вас с Международным женским днем! Желаем вам тепла и любви в сердцах, замечательного настроения и прекрасного самочувствия.
  • 22.022018

    Компания ООО "ЭкоМетро" от всей души поздравляет сотрудников, партнеров и клиентов с праздником Защитника Отечества!
  • 31.122017

    Поздравления с новым 2018 годом
  • 27.122017

    Оптимизируйте свои затраты на энергоресурсы - используйте инновационные идеи и наши технические решения!
  • 20.122017

    По заявлению представителя Генпрокуратуры России Александра Куренного для телеканала RT, Генпрокуратура России начинает масштабную проверку всех уголовных дел по ст.138.1 УК РФ (незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Поводом произвести такого рода проверку стало дело, возбужденное в Зауралье против Евгения Васильева, фермера, который приобрел через интернет GPS-трекер с целью отслеживать передвижения своей коровы.