Александр Романихин: нефтегазовый шельф – не только судостроение

02.11.2012
ар.jpg6 декабря в Москве открывается ежегодная конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе" (Нефтегазшельф-2012), где подрядчики и поставщики встречаются с представителями заказчика для понимания своих перспектив на этом сложном рынке. В преддверии мероприятия корреспондент Prom-oil Андрей Алабушев взял краткое интервью по телефону у руководителя Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Публикуем расшифровку разговора.

- Александр Владимирович, какие российские компании наиболее успешно работают на нефтегазовом шельфе?
ЛУКОЙЛ, который без лишней риторики и шума с выбором иностранных партнеров, успешно разрабатывает месторождения на Каспии и Балтике.

- А в части работы с российскими промышленными предприятиями?
Тоже - ЛУКОЙЛ. Компания загрузила завод "Красные Баррикады", с которым успешно сотрудничает. Именно они буровую "Астра" построили и она давно на Каспии работает. Недавно состоялась закладка ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для бурения и эксплуатации скважин. Она будет помогать разрабатывать месторождение имени Филановского. Завод "Лотос" ее строит.

- Но Газфлот тоже загрузил Выборгский судостроительный завод…
- Так загрузил, что завод, через который прошло $2млрд, оказался в тяжелейшем состоянии, практически на грани банкротства. Судится с Газфлотом теперь. Как так могло получиться? Это же огромные деньги для такого завода.

- А знаменитая Приразломная?
Кто навязал судостроителям Северодвинска списанную платформу непонятного происхождения Hutton – не знаю. Пишут, что с целью "удешевления", то какое там удешевление хорошо знают строители платформы. Да еще старый Hutton был как-то хитро закуплен, говорят, прошел серию перепродаж, а Monitor TLP Ltd после сделки с газпромовским "Севморнефтегаз" - вообще не появлялась на рынке. В результате, как водится, "российская промышленность виновата", а историю никто не вспоминает. Рабочие, технологи, конструкторы - честно работали, но им навязали сомнительное решение.

- У ЛУКОЙЛ иначе?
Понятнее. Проще. Там деньги частные, поэтому особо мудрить зачем? Закупают импортное, безусловно, в основном начинку платформы. К сожалению, и ЛУКОЙЛ начинку ввозит.

- Почему же так происходит?
Судостроители, как и металлурги – крупные очень. Заметные. Давайте процитируем Вагита Алекперова. Совсем недавно, в октябре он заявил: "Четыре года назад, будучи в Астрахани, Владимир Владимирович Путин рекомендовал нам рассмотреть возможность создания условий для восстановления судостроения в Астраханской области. Поэтому наша компания получила и льготы по экспортной пошлине, что даёт возможность сжать сроки инвестиционного периода наших проектов на Каспии. Сегодня верфи загружены, а мы прикладываем массу усилий и выполняем свои обязательства перед нашими подрядчиками, своевременно оплачивая все работы. Это даёт возможность судостроению развиваться". Вот и ответ. И губернатор Александр Жилкин много делает для судостроения области.

- Сейчас там свободную экономическую зону создают?
Первую в России промышленно-производственную зону судостроительного назначения - Особую экономическую промышленную зону. Создание ОЭЗ планируется на базе завода "Лотос" и Астраханского судостроительного производственного объединения, входящих в группу "Каспийская Энергия", подконтрольную ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписал меморандум с президентом ОСК Андреем Дьячковым о внесении совместной заявки в Минэкономразвития.

- Это смогут использовать производители нефтегазового оборудования?
Мы начали работу с министерством промышленности и транспорта Астраханской области, чтобы привлечь к работе машиностроительные предприятия. Там хорошо понимают, что, например, буровая платформа – не только и не столько основание, которое делают судостроители, но и буровая установка, комплекс подводного оборудования, насосы, дизель-генераторы, компрессорные станции и т.д. Хорошо, что ОСК удалось получить преференции, но государственные интересы требуют смотреть на проблему в комплексе. Если можно загрузить десятки других заводов, то надо это делать. Астраханцы хорошо понимают проблему и оказывают содействие всем машиностроительным предприятиям.

- Что на федеральном уровне?
Здесь ситуация хуже. В Минпромторге России нефтегазовая тематика растаскана по двум департаментам – судостроительному и другому, с малопонятным названием – "базовых отраслей промышленности". Понятно, что такая ситуация не способствует консолидации усилий промышленников. ОСК по большому счету все равно, где покупать буровую для своей платформы – в США или России. А кто им на это укажет? В Минпромторге судостроители не занимаются буровыми, а эти "базовые отрасли" давно пора переименовать в металлургический департамент.

- Предлагаете консолидировать нефтегазовые проблемы в Минпромторге?
А как без этого? Инвестиционная программа только одного "Газпром", утвержденная недавно, превышает $30 млрд. Кто должен думать, чтобы деньги Транснефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Славнефть, СИБУР, НОВАТЭК других компаний - в России остались, а не работали на создание рабочих мест за рубежом? Минпромторг! Мы же нефтегазовая страна, поэтому надо помогать направлять заказы на предприятия, а не увлекаться конкурсами по распределению бюджетных денег на НИОКР. Нефтегазовое машиностроение принципиально отличается от сельхозмаша, автопрома, станкопрома и других подотраслей машиностроения тем, что платежеспособный спрос здесь огромный, поэтому надо не госбюджет на себя "заворачивать", а думать о конструктивном взаимодействии с нефтегазовым комплексом.

- Помимо изменений в Минпромторге, что еще нужно?
Надо объединить предприятия в консорциум. Лидером такого консорциума может быть ОСК. В консорциум должны войти компании, способные поставлять конкурентоспособную продукцию для платформ. Кроме того, нельзя забывать об огромных объемах строительства береговых сооружений. К сожалению, здесь тоже вместо Камазов использут Mercedes, вместо Ивановцев - Liebherr, Kato, Grove.

- А если они лучшего качества?
Проекты кто реализует? Газпром и Роснефть. Подконтрольны государству они. Газпром и Транснефть потом все это вообще через свои тарифы перекладывают это на промышленность и население. Как думаете, смог бы Китай или Норвегия развить свое нефтегазовое машиностроение, которого еще недавно вообще не было, если бы смотрели в сторону импорта.

- Вы предлагаете сформировать консорциум в виде холдинга?
Нет, какой холдинг… Простое товарищество. Вообще, без образования юрлица. Главное, чтобы здесь был понятный лидер, а это ОСК. Кроме того, что они делают основую - морскую часть, они еще и умеют неплохо решать вопросы в российской власти.

Недавние события

  • 07.032019

    От имени коллектива ООО «ТПК «ЭКОМЕТРО» поздравляем Вас с Международным женским днем. Карьера, семья, дом - сегодня женщина блистает во всех сферах. И за какое дело она ни принималась бы, она всегда умеет оставаться настоящей женщиной - прекрасной, чуткой, великодушной. Именно это и восхищает мужчин и вдохновляет весь мир на созидание. 8 марта - день, когда все вокруг дышит весной, родные и близкие окружают особой заботой и улыбок в нашей жизни становится гораздо больше.
  • 22.022019

    Уважаемые партнеры, коллеги! ООО "ТПК "ЭкоМетро" искренне поздравляет Вас с Днем защитника Отечества - праздником мужества, благородства и чести! Желаем Вам и вашим близким мира, благополучия, крепкого здоровья, душевного тепла, больших успехов в работе и праздничного настроения!
  • 21.122018

    Примите самые искренние поздравления ООО «ТПК «Экометро» с наступающим Новым Годом! Пусть грядущий 2019 год подарит новые возможности и перспективы для процветания и успеха. Пусть в ваших домах будет счастье и благополучие, а в наших партнёрских отношениях- стабильность, доверие, честность и взаимопонимание!
  • 19.092018

    Компания ООО «Экометро» обновила декларации о соответствии ЕАЭС по линейкам продуктов компании Aquametro, FLUIDWELL, FLUIDYNE.
  • 06.062018

    Компания ООО "ЭкоМетро" От всей души поздравляет наших , партнеров и клиентов с Днем России! Величие и мощь нашей страны вызывает трепет и уважение. Пусть в душе каждого гражданина будет место для любви к своей Родине.
  • 07.052018

    9 Мая – поистине Великий день, в который мы с благодарностью вспоминаем славные подвиги, стойкость и мужество советского солдата-победителя, склоняем головы перед ветеранами, фронтовиками и тружениками тыла, всеми, кто не щадил себя во имя Победы.
  • 27.042018

    Компания ООО "ЭкоМетро" от всей души поздравляет наших , партнеров и клиентов с Первым Мая, днем весны и труда! И желает вам отменного здоровья, бодрости духа, удовольствия от ежедневного труда и достижения всех поставленных задач. С Первомаем вас!
  • 12.042018

    Компания ООО «ЭкоМетро» продолжает знакомить своих партнеров и клиентов с продукцией FLUIDWELL, а именно с контроллерами серии «F» и «N».
  • 22.032018

    ООО “ЭкоМетро” анонсирует начало производства модулей HSM 1.2 на основе датчиков Холла с импульсным выходом
  • 05.032018

    Дорогие Дамы, поздравляем вас с Международным женским днем! Желаем вам тепла и любви в сердцах, замечательного настроения и прекрасного самочувствия.